Коробки отбора мощности (КОМ) – специальные устройства механического типа, которые используются для приводов различных агрегатов, которые установлены на спецтехнике: насосе, молоте, лебедке, компрессоре. Монтаж механизмов производится на раздаточной коробке или КПП.
КОМ на автокранах нужен, для того чтобы передавать крутящий момент от мотора шасси к силовой передаче (ее гидронасосам).
В основе коробки отбора мощности крана – вал ведущего характера, у которого жестко зафиксирована шестерня. Она входит в зацепление с шестеренкой ведомого характера, которая расположена на втором валу.
Основной плюс таких устройств – подключение напрямую к трансмиссии. Это дает возможность задействовать дополнительное оборудования. При этом нет необходимости применять дополнительный мотор.
Управление устройством (запуск и отключение) очень простое. Для этого водителю нужно находиться в кабине машиниста или шасси.
На автокранах «Галичанин», «Ивановец», «Клиницы», грузоподъемность которых составляет 25 тонн, предусматривается установка коробка отбора мощности 30KZ пневматическая (UNI,320Hm,выход назад) 201. Для автокрана «Галичанин» 25 тонн с длиной стрелы 21,7 метр, предназначена модель КС-45719-1.14.100.
На "тяжелых" автокранах (грузоподъемностью более 40 тонн) могут быть установлены две коробки отбора мощности. Все зависит от конструкции крановой установки и типа шасси, например, на шасси Урал, вместо КОМа, установлен редуктор отбора мощности КС-55713-3.14.100. В настоящий момент в нашей компании есть как импортные, так и отечественные коробки отбора мощности.